Законодательство неплохое, применение на двойку: как реализуется Международный пакт о гражданских и политических правах
УХСПЧ подготовил альтернативный отчет в Комитет ООН по правам человека об исполнении Украиной Международного пакта об общественных и политических правах на протяжении нескольких последних лет
Источник: Громадське радіо
Объясняет и комментирует аналитик УХСПЧ Елена Семеркина.
Виктория Ермолаева: Какие основные пункты содержит отчет?
Елена Семеркина: Сам Международный пакт о гражданских и политических правах – это один из основных документов в рамках ООН. Он был принят еще в 1966 году, сегодня членами пакта является 171 страна. Для Украины он является частью национального законодательства.
Альтернативный отчет – позиция и мнение правозащитных организаций о том, как правительство, государство Украина обеспечивает реализацию этого пакта. Мы отталкивались от рекомендаций Комитета по правам человека ООН. Мы ориентировались на оценку исполнения государством рекомендаций, которые были даны по результатам седьмого доклада в 2014 году. Мы проанализировали, что произошло с тех пор, и дали свою оценку.
Виктория Ермолаева: Если дать общую оценку по 12-тибальной системе, на каком уровне выполнение этих пунктов?
Елена Семеркина: Я бы здесь не оценивала по одной шкале. Важно, чтобы государство комплексно подходило к реализации самого пакта. Например, у нас неплохое законодательство в сфере равенства, равных прав и возможностей женщин и мужчин, однако на практике процент наличия женщин в органах избранной власти и в органах государственной власти, не соответствует квотам.
Если брать 12-бальную шкалу и законодательство, то это 8-9 баллов. Если говорить о практике, то двойка-тройка, к сожалению. Хотя есть моменты, где наблюдается хорошая тенденция. В некоторых вопросах есть откат назад. Это нас очень беспокоит.
Виктория Ермолаева: В какой сфере этот откат назад наиболее ощущается?
Елена Семеркина: Еще в 2014 году Комитет ООН по правам человека выражал обеспокоенность в связи с физическими угрозами, нападениями на журналистов, правозащитников. Прошло четыре года – мы видим, что ситуация усугубилась.
Эксперты, которые оценивают ситуации с нападениями и угрозами, связывают это с отсутствием системы правосудия, которая бы отвечала мировым стандартам защиты прав человека. Эффективное расследование и надлежащее судебное рассмотрение – это первое. Влияние вооруженного конфликта, повышение уровня агрессии в обществе, у людей много оружия – это все тоже влияет.
Виктория Ермолаева: Какие еще тенденции вы определили в своем отчете?
Елена Семеркина: В 2015 году Верховная Рада Украины приняла заявление, в котором заявила об отступе от некоторых прав, которые определены в Международном пакте о гражданских и политических правах, в Европейской конвенции по правам человека. Это заявление передано в Секретариат ООН генеральному секретарю. В частности в заявлении речь идет о том, что Украина не может обеспечить на неподконтрольной, оккупированной территории ряд прав и свобод, на остальных территориях эти права ограничиваются. В связи с введением АТО законом было позволено проводить превентивное задержание лиц, которые подозреваются в терроризме, без решения суда. Функции следственного судьи были переданы прокурорам. Это был отступление от Пакта и Конвенции.
Также по закону были созданы военно-гражданские администрации, которым без решения суда позволялось ограничивать свободу передвижения в этих районах, вводить комендантские часы без решения суда. Фактически — ограничивать свободу передвижения, что позволяется только законом и судом, а также проводить обыски, осматривать личные вещи – вмешательство в личные права человека. Поэтому такой отступ был, он связан с вооруженным конфликтом. Это, конечно, проблема.
Виктория Ермолаева: Еще одна рекомендация Комитета ООН по правам человека касается полномочий Офиса Уполномоченного по правам человека в Украине. Вы отмечаете, что у этого Офиса недостаточно полномочий.
Елена Семеркина: Тут дело не столько в том, что недостаточно полномочий, сколько в существенном изменении в сторону ухудшения внутренней структуры Офиса, которая фактически ломает те системы, которые уже были построены. Часто звучит обеспокоенность о нарушении системы Национального превентивного механизма, которая в мире была признана одной из лучших. Внутренняя структура секретариата объединила функции мониторов с функциями уполномоченных, контроллеров – произошли изменения, которые фактически поставили под сомнение эффективность системы. То же самое касается ликвидации внутри секретариата омбудсмена уполномоченного по правам внутренне перемещенных лиц. Нас интересует функциональность этого офиса, и пока мы видим, что проблемы есть.
Слушайте полную версию разговора в прикрепленном звуковом файле.
Сокращенную текстовую версию подготовила Катерина Халецкая.