Публікація

Валентина Потапова, УГСПЛ: «Должна развиться синергия между правосудием переходного периода и образованием как частью общественного реагирования на несправедливость»

Продолжаем серию интервью с экспертами УГСПЛ (УХСПЧ) о введении положений переходного правосудия в Украине. В этот раз тему прокоментировала Валентина Потапова, руководитель образовательного направления УГСПЛ

потапова

— Что Украине может дать переходное правосудие?

— Правосудие переходного периода, понимаемое как судебные и несудебные меры в период после конфликта или массовых нарушений прав человека, поможет восстановить доверие к государственным органам, поможет укрепить законность и восстановить справедливость по отношению к жертвам. И в конечном итоге, предотвратит повторение нарушения прав человека и даст возможность перейти к более демократическому и мирному будущему в Украине.

— Переходное правосудие интересно тем, что для него обязательно проведение реформ, которые сделают невозможным повторение конфликта в будущем. Какая реформа Вам наиболее интересна? 

— Однозначно, реформы в сфере образования. К сожалению, на данном этапе реформирования украинской системы образования, которое закрепляется в рамочных законах «Об образовании», «О высшем образовании» и концептуальных документах «Концепция гражданского образования», «Концепция национально-патриотического воспитания» и других, принципы правосудия переходного периода не только не нашли своего отражения, но и напротив, закладывают основы эскалации конфликта в обществе.

На мой взгляд, уже сегодня необходим Закон, который будет требовать обязательную экспертизу нормативных документов МОН на соответствие принципам правосудия переходного периода.

Что касается роли образования в период переходного правосудия, то нужно понимать, что задача стоит двойная: 1. восстановление или реконструкция системы образования на оккупированных территориях (образовательные документы, педагогические кадры, предоставление учебных программ для перехода и т.д.) ; 2. преодоление последствий конфликта на эмоционально-ценностном уровне, включая школьную атмосферу, академическую и социально-эмоциональную жизнь студентов и педагогов и т.д.

Политики и цели образования должны служить целям справедливости и мира.

— Введение переходного правосудия в Украине предполагает моральное и материальное удовлетворение пострадавших от конфликта. Что для этого делает УГСПЛ?

— Образовательный отдел УГСПЛ должен активизировать работу с МОН, и учителями, и ВНЗ. Учителя являются центральной частью этой работы: их роль не только как поставщиков учебной программы переходного правосудия, но и как потенциальных субъектов, способных продвигать идеи переходного правосудия. Поэтому подготовка и поддержка преподавателей должны быть приоритетом. Основная идея в том, что необходима подготовка учителей к эффективному обучению и пониманию несправедливости прошлого. Программы работы с учителями (как до, так и после) должны предоставить пространство и поддержку учителям, чтобы противостоять их собственным самобытностям, наследию и предубеждениям, и начать процесс саморефлексии. Такие программы должны также обеспечивать учителей необходимыми знаниями, этическими и техническими средствами, а также дать им возможность использовать демократические методы в процессе обучения в школе и ВНЗ. У организаций гражданского общества существует достаточно возможностей для разработки таких программ подготовки учителей. В конечном итоге это должно быть официальной задачей на государственном уровне, чтобы обеспечить ее разработку и внедрение эффективно и систематически. В этом отношении, обращая внимание на подготовку учителей, также необходимо реформировать учебные заведения и методики, которые они используют. То есть, должна развиться синергия между правосудием переходного периода и образованием как частью общественного реагирования на несправедливость, связанной с прошлыми массовыми нарушениями прав человека. УГСПЛ важно стратегически подумать о том, как изменить ситуацию. В конечном итоге это включает в себя создание социального мандата, установление государственной политики, обеспечение значительного осуществления и достижение устойчивости.

Это может произойти, например, через профессиональные организации учителей, образовательные конференции, призывы к участию и конкретные секторальные консультации. Возможно, работать с учреждениями, способными влиять на всю систему, такими, как Министерство образования и науки, областными и районными управлениями образования. Особое внимание следует уделить вузам, учитывая их автономию и огромный потенциал при формировании ценностных установок молодежи.

Якщо помітили помилку на сайті, будь ласка, виділіть текст та натисніть ctrl-enter.

Також може бути корисним

Дослідження УГСПЛ: «Дії правоохоронних органів у випадках атак на ЛГБТКІ-активістів під час публічних заходів та у ситуаціях злочинів на ґрунті ненависті за ознакою СОҐІ. (Рекомендації)

Метою цієї експертної розробки було напрацювання конкретних рекомендацій та алгоритмів практичної діяльності правоохоронних органів, надання...

31 Липня 2019

Пропозиції Української Гельсінської спілки з прав людини Комітету ООН з прав людей з інвалідністю з формування питань Уряду України для підготовки Державної доповіді II-III циклу про виконання Конвенції про права осіб з інвалідністю

Україна ратифікувала Конвенцію про права осіб з інвалідністю 16 грудня 2009 року. Міжнародний договір набув...

30 Липня 2019

Приєднуйтесь

Робiмо велику справу разом!
Підтримати Стати волонтером Пройти стажування

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: