Публікація

Валентина Потапова, УГСПЛ: «Должна развиться синергия между правосудием переходного периода и образованием как частью общественного реагирования на несправедливость»

Продолжаем серию интервью с экспертами УГСПЛ (УХСПЧ) о введении положений переходного правосудия в Украине. В этот раз тему прокоментировала Валентина Потапова, руководитель образовательного направления УГСПЛ

потапова

— Что Украине может дать переходное правосудие?

— Правосудие переходного периода, понимаемое как судебные и несудебные меры в период после конфликта или массовых нарушений прав человека, поможет восстановить доверие к государственным органам, поможет укрепить законность и восстановить справедливость по отношению к жертвам. И в конечном итоге, предотвратит повторение нарушения прав человека и даст возможность перейти к более демократическому и мирному будущему в Украине.

— Переходное правосудие интересно тем, что для него обязательно проведение реформ, которые сделают невозможным повторение конфликта в будущем. Какая реформа Вам наиболее интересна? 

— Однозначно, реформы в сфере образования. К сожалению, на данном этапе реформирования украинской системы образования, которое закрепляется в рамочных законах «Об образовании», «О высшем образовании» и концептуальных документах «Концепция гражданского образования», «Концепция национально-патриотического воспитания» и других, принципы правосудия переходного периода не только не нашли своего отражения, но и напротив, закладывают основы эскалации конфликта в обществе.

На мой взгляд, уже сегодня необходим Закон, который будет требовать обязательную экспертизу нормативных документов МОН на соответствие принципам правосудия переходного периода.

Что касается роли образования в период переходного правосудия, то нужно понимать, что задача стоит двойная: 1. восстановление или реконструкция системы образования на оккупированных территориях (образовательные документы, педагогические кадры, предоставление учебных программ для перехода и т.д.) ; 2. преодоление последствий конфликта на эмоционально-ценностном уровне, включая школьную атмосферу, академическую и социально-эмоциональную жизнь студентов и педагогов и т.д.

Политики и цели образования должны служить целям справедливости и мира.

— Введение переходного правосудия в Украине предполагает моральное и материальное удовлетворение пострадавших от конфликта. Что для этого делает УГСПЛ?

— Образовательный отдел УГСПЛ должен активизировать работу с МОН, и учителями, и ВНЗ. Учителя являются центральной частью этой работы: их роль не только как поставщиков учебной программы переходного правосудия, но и как потенциальных субъектов, способных продвигать идеи переходного правосудия. Поэтому подготовка и поддержка преподавателей должны быть приоритетом. Основная идея в том, что необходима подготовка учителей к эффективному обучению и пониманию несправедливости прошлого. Программы работы с учителями (как до, так и после) должны предоставить пространство и поддержку учителям, чтобы противостоять их собственным самобытностям, наследию и предубеждениям, и начать процесс саморефлексии. Такие программы должны также обеспечивать учителей необходимыми знаниями, этическими и техническими средствами, а также дать им возможность использовать демократические методы в процессе обучения в школе и ВНЗ. У организаций гражданского общества существует достаточно возможностей для разработки таких программ подготовки учителей. В конечном итоге это должно быть официальной задачей на государственном уровне, чтобы обеспечить ее разработку и внедрение эффективно и систематически. В этом отношении, обращая внимание на подготовку учителей, также необходимо реформировать учебные заведения и методики, которые они используют. То есть, должна развиться синергия между правосудием переходного периода и образованием как частью общественного реагирования на несправедливость, связанной с прошлыми массовыми нарушениями прав человека. УГСПЛ важно стратегически подумать о том, как изменить ситуацию. В конечном итоге это включает в себя создание социального мандата, установление государственной политики, обеспечение значительного осуществления и достижение устойчивости.

Это может произойти, например, через профессиональные организации учителей, образовательные конференции, призывы к участию и конкретные секторальные консультации. Возможно, работать с учреждениями, способными влиять на всю систему, такими, как Министерство образования и науки, областными и районными управлениями образования. Особое внимание следует уделить вузам, учитывая их автономию и огромный потенциал при формировании ценностных установок молодежи.

Якщо помітили помилку на сайті, будь ласка, виділіть текст та натисніть ctrl-enter.

Також може бути корисним

Приєднуйтесь

Робiмо велику справу разом!
Підтримати Стати волонтером Пройти стажування