УГСПЛ осуждает решение оккупационных властей о запрете деятельности Меджлиса крымскотатарского народа - Українська Гельсінська спілка з прав людини
Повернутись назад

УГСПЛ осуждает решение оккупационных властей о запрете деятельности Меджлиса крымскотатарского народа

Заяви

26 апреля 2016 года Верховный суд оккупированного Крыма вынес решение, которым признал Меджлис крымскотатарского народа экстремистской организацией и запретил его деятельность.

Украинский Хельсинский союз по правам человека осуждает эти действия оккупационных властей.

Дискриминация и преследования крымских татар, которые, верилось, прекратились с распадом СССР, возродились после оккупации Крымского полуострова Российской Федерацией. Поскольку Меджлис крымскотатарского народа с самого начала захвата полуострова открыто поддерживает территориальную целостность Украины, жизнь крымскотатарского сообщества сопровождается политически мотивированными уголовными преследованиями лидеров Меджлиса, похищениями активистов, систематическими нарушениями права на свободу выражения мнения и свободу мирных собраний. Произвольные обыски, задержания и допросы крымских татар, что является частью целенаправленной политики властей полуострова, создали атмосферу страха на полуострове, что вынуждает многих представителей этого народа покидать полуостров.

Решение о признании Меджлиса экстремистской организацией фактически означает переход к новому этапу массовых преследований не только всех крымских татар на полуострове и за его пределами, для которых Меджлис является важным символом их самоидентичности, но и в целом всех его сторонников, оказавшихся неугодными оккупационным властям.

Декларацией о национальном суверенитете крымскотатарского народа Меджлис определяется как высший представительный орган крымскотатарского народа, уполномоченный действовать в соответствии с волей народа. Конвенцией «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах», принятой 27.06.1989 года, предусматривается право коренных народов сохранять собственные обычаи и представительные институты, а также уважение неприкосновенности ценностей и институтов коренных народов. Декларация ООН о правах коренных народов и основополагающие международно-правовые акты в этой сфере закрепляют права коренных народов на принятие решений через представителей, которые избираются ими самими по своим собственным процедурам, и призывают государства добросовестно консультироваться и сотрудничать с соответствующими коренными народами через их представительные институты.

Органы национального самоуправления крымских татар (Курултай и Меджлис) формируются путем реализации избирательного права и права народа на самоопределение. Меджлис является представительным органом, избираемым крымскотатарским народом, а запрет его деятельности повлечет за собой нарушения прав целого народа.

Все обвинения в отношении Меджлиса со стороны властей Крыма сводятся к осуждению и наказанию за высказывания отдельных его представителей, открыто выступающих за сохранение территориальной целостности Украины и с осуждением массовых нарушений прав крымских татар на полуострове. Такая ситуация явно свидетельствует о грубом вмешательстве в свободу выражения мнения и стремлении властей подавить любые формы инакомыслия.

Кроме того, признав Меджлис экстремистской организацией, власти Крыма незаконно применили в отношении Меджлиса законодательство Российской Федерации, действие которого не распространяется на территорию Украины.

По словам Аркадия Бущенко, «современное решение российских оккупационных властей – это  миазмы 1944 года. Тогда целый народ был обвинен и депортирован. Он нашел в себе мужество и самоотверженность собраться и вернуться на свою землю. Сегодня попытка сохранить историческую память и самоидентичность объявляется экстремизмом. И, зная людоедскую политику по отношению к крымским татарам со стороны советского режима, правопреемником которого выступает Российская Федерация, можно быть уверенным, что это только предлог для широкомасштабного притеснения этого многострадального народа».

Решение о запрете Меджлиса, на фоне общей ситуации с правами человека на полуострове в последние два года, еще раз подтверждает, что политика властей Крыма направлена на стигматизацию всего крымскотатарского народа и его целенаправленное преследование, что ведет к эскалации систематических грубых нарушений прав человека.