Максим Тимочко: «Вопрос коллаборационизма в Крыму надо решать» - Українська Гельсінська спілка з прав людини
Повернутись назад

Максим Тимочко: «Вопрос коллаборационизма в Крыму надо решать»

Новина

Автор: Елена Юрченко

Источник: Крым.Реалии

Что нужно знать о новом украинском законопроекте №8297 о двойном гражданстве? Как жителям Крыма оформить украинские документы на материке? За какой помощью обращаются крымчане к украинским правозащитникам?

50EFC4E1-7015-4829-94C2-AB9037EA8FB7_w1023_n_r1_s

Об этом в эфире Радио Крым.Реалии говорили с юристом Хельсинкского союза по правам человека Максимом Тимочко.

– С какими вопросами чаще всего обращаются крымчане к юристам Украинского Хельсинского союза по правам человека?

– Ежедневно обращаются до 30-40 крымчан. Процентов 60% вопросов касаются паспортизации, получения украинского биометрического паспорта, украинского свидетельства о рождении. На прошлой неделе, когда анонсировали регистрацию законопроекта №8297 о двойном гражданстве, нам в день звонили до 50 человек с вопросами о гражданстве. Вопрос образования тоже актуален, родители из Крыма заботятся о том, чтобы их дели поступали в украинские вузы. Стало меньше обращений по вопросам, связанным с «Приватбанком», потому что за эти годы уже были запущены судебные процессы.

– Почему крымчане обращаются к юристам по вопросам получения украинских документов? Процедура получения сложная?

– Да – для обывателя, который живет в Крыму, и не сталкивается с такими вопросами каждый день. Но процедура достаточно проста, у нас на сайте есть очень понятная инфографика, где написано, с каким документом куда прийти. Но, помимо информации, куда и с какими документами обращаться, мы даем множество советов, небольшие «лайфхаки», которые помогают, например, при обращении в Государственную миграционную службу. Тут важно понимать, что проблемы оккупированного Крыма понятны только тем, кто постоянно с этими вопросами работает и тем, кто живет в Крыму. А работникам миграционной службы это не так понятно. Поэтому возникают проблемы, когда работники миграционной службы просят у крымчан справку о неимении гражданства России. Для чего просить у гражданина справку об отсутствии гражданства, которое Украиной не признается? И тут мы даем небольшие рекомендации, чтобы люди могли сами преодолеть такие барьеры, попросить писать работника миграционной службы письменный ответ, и впоследствии обжаловать это в суде. Поэтому мы рекомендуем крымчанам, в случае появления каких-либо вопросов, звонить нам, писать на электронную почту. Мы поможем.

– В одном из наших эфиров радиослушательница из Крыма спросила: как получить украинский паспорт ребенку, который достиг совершеннолетия, и не имеет украинских документов для выезда через админграницу? Расскажите об этом.

– Для несовершеннолетних граждан Украины, которые впервые получают паспорт, процедура верификации не производится, то есть, им необходимо при пересечении иметь оригинал своего украинского свидетельства о рождении и паспорт одного из родителей. Украинские пограничники их пропустят без проблем. Чтобы попасть назад, надо будет заполнить анкету в органах государственной миграционной службы о том, что вы сдали документы на получение паспорта, и пограничники с этой анкетой пропустят вас, когда вы будете возвращаться домой. Это касается всех граждан, даже тех, кто едет за получение паспорта: надо брать такую анкету, чтобы доказать, что у вас нет паспорта гражданина Украины, потому что вы его сдали. Пограничник не может пропустить гражданина, если он заявляет, что является гражданином Украины. Это надо четко понимать.

Пограничник не может пропустить гражданина, если он заявляет, что является гражданином Украины
– Наболевший для крымчан и переселенцев из Крыма вопрос о ПриватБанке. Можно ли получить депозит, который был открыт в крымском отделении этого банка до 2014 года?
– Ситуация изменилась в лучшую сторону. За прошедшие несколько лет некоторые наши клиенты после судебных процессов вернули свои деньги. Их немного, они в 2015 году начинали судебные процессы. Ситуацию можно изменить, только если человек обратился в суд. Остальные сталкиваются с проблемами: банк утверждает, что депозиты заблокированы, система их не видит. Людям дают стандартный письменный ответ, из которого следует, что только после деоккупации Крыма можно будет получить деньги. Люди, которые хотят вернуть свои депозиты, могут обращаться к нам, мы предоставляем юридическую помощь бесплатно.CFE500AC-8959-44A0-8632-146D96B13946_w1023_n_r1_s– Существует проблема социальных выплат крымчанам, – на материковой Украине от них требуют подтвердить, что в Крыму они выплат не получали. Были случаи, когда украинские учреждения обращались в Россию за сведениями о таких людях. Зачем они так делают?

– Очевидно, что Пенсионный фонд занимается этим, чтобы сэкономить бюджетные деньги. А для чего еще можно затягивать пенсионные выплаты крымчанам на месяцы, иногда даже – на годы? Более того, если из Крыма приходит документ российского Пенсионного фонда, в котором написано, что вы якобы получали какие-то пенсионные выплаты, то Пенсионный фонд Украины такие выплаты будет считать законными, и не вернет вам вашу пенсию за тот период, когда ее выплачивали от России. Эта процедура сделана для того, чтобы не выплатить ни одной копейки тем, кто, возможно, получал ее в Крыму. Но были случаи, когда наши клиенты, постоянно проживавшие на материковой части Украины, в Крыму вообще не появлялись, и не могли туда ездить, поскольку была угроза преследования. Но получали из Крыма бумаги, в которых указывалось, что они якобы по полгода получали там пенсию. Очевидно, Пенсионный фонд России что-то на этом зарабатывает, обкрадывая свой бюджет. А наш Пенсионный фонд этим пользуется, отказывая в выплатах, и признавая все, что в Крыму делает оккупант. Это торговля нашим суверенитетом.

Наш Пенсионный фонд отказывает крымчанам в выплатах, признавая все, что в Крыму делает оккупант. Это торговля нашим суверенитетом

Чтобы сэкономить копейку, вместо того, чтобы не признавать решений оккупационной власти, Пенсионный фонд переписывается через органы России с оккупационным пенсионным фондом. Это нарушение законодательства о защите персональных данных и права на частную жизнь. Почему человек, который переехал из Крыма, должен нести убытки от своего государства, которое будет распространять его личные данные в страну, оккупировавшую его дом? Пенсионный фонд заявляет, что он переписывается не с Крымом, а с Россией. Но что это меняет, если письма все равно попадают к оккупационной власти? Это абсолютно незаконно, прекратить это надо было еще давно. Думаю, рано или поздно правоохранительные органы дадут этому надлежащую оценку.

E136218C-65CD-4C85-AB13-DF6804A2ECDC_w1023_n_r1_s

– Законопроект №8297 о двойном гражданстве вызвал бурное обсуждение среди крымчан и правозащитников. На ваш взгляд, почему в законопроекте люди находят пункты, вызывающие тревогу у крымчан?

– Этот законопроект наделал столько шума, что нам еще дискутировать и дискутировать. Россия сразу использовала его неоднозначные положения в пропагандистских целях, заявив, что «Украина откажется от своих граждан, всех лишит гражданства за то, что они ходили на выборы в Крыму». На те выборы, которые ни одно цивилизованное государство не признало законными. Конечно, это вызвало массовое возмущение. Хорошо, что началась эта дискуссия, потому что четыре года назревал вопрос: что делать с российскими паспортами крымчан. И хотя законопроект был создан для решения других вопросов, а именно – наличия двойного гражданства у некоторых украинцев, он стал причиной обсуждения в контексте крымчан. Ко всем, кто обращается ко мне с этими вопросами, я задаю встречный вопрос: «Мы вообще признаем это гражданство?». Надо просто решить этот вопрос. Потому что все остальные дискуссии – кто принимал участие в выборах, кто – коллаборант… На деле все сводится к вопросу, признаем ли мы гражданство, выданное в Крыму. Как только мы ответим на этот вопрос, все остальные тут же снимутся.

Крымчане, которые были вынуждены брать российский паспорт, и те, кто брал его с удовольствием, – разные люди

Что именно имел ввиду автор законопроекта, неизвестно. Прошло две недели, а от автора нет реакции, хотя давно надо было обнародовать какое-то разъяснение и снять социальную напряженность. Потому что такая неимоверная «зрада» началась в социальных сетях! На самом деле, у общества есть запрос на обсуждение всех этих вопросов. Они хотят решать вопросы коллаборационизма. Вы даже не представляете, сколько людей за это время написали: «Давайте всех этих предателей лишим гражданства, потому что они поддержали оккупанта!». И мало кто из украинских обывателей разобрался, что есть крымчане, которые были вынуждены брать российский паспорт, а есть те, которые брали его с удовольствием. Но это разные люди.

А вот вопрос коллаборационизма, военных преступлений, действий, которые создали для Украины угрозу территориальной целостности, – эти вопросы надо решать. В Украине есть несколько законодательных инициатив. Я думаю, граждане просто спутали понятия коллаборационизма и гражданства. А сам законопроект надо дорабатывать, чтобы в нем не было разночтений.

– Но как определить: кто подлежит наказанию за сотрудничество с органами страны-оккупанта, а кто действовал вынужденно? Эта тема крымчан очень беспокоит.

Одно из требований переходного правосудия – решить вопрос с ответственностью

– Именно для этого сейчас создаются несколько гражданских инициатив и площадок для обсуждения. У меня нет для вас четкой формулы: кто будет точно отвечать. Над созданием механизма работают эксперты и органы государственной власти. Однозначно не смогут избежать ответственности люди, виновные в нарушениях норм международного гуманитарного права, Женевской конвенции, и люди, совершавшие военные преступления. Это и колонизация, и незаконный призыв крымчан в российскую армию, и экспроприация собственности. Все это будет документироваться. Но поскольку вопрос имеет общественный резонанс, обсуждение проводится с привлечением экспертов и общественности. Нам нужно работать над этим, потому что одно из требований переходного правосудия – решить вопрос с ответственностью. Мы понимаем: всех к уголовной ответственности не привлечешь, и не все чиновники, которые работают в оккупационной власти, создают серьезную угрозу.

Copyright © 2018 RFE / RL, Inc. Перепечатывается с разрешения Радио Свободная Европа / Радио Свобода