Крымчане, вид на жительство и право на уважение личной и семейной жизни - Українська Гельсінська спілка з прав людини
Повернутись назад

Крымчане, вид на жительство и право на уважение личной и семейной жизни

Корисні поради

Ситуация, в которой сегодня оказались многие крымчане, несет серьезные риски нарушения права на уважение личной и семейной жизни. Речь идет о тех крымчанах, кто, являясь гражданами Украины, продолжают оставаться в Крыму, но не получают паспортов граждан Российской Федерации. Многие из них рассматривают оформление вида на жительство как одно из возможных средств легализации своего пребывания на полуострове.

            По законодательству РФ такие крымчане имеют статус иностранцев со всеми вытекающими отсюда ограничениями на пересечение границы РФ, срок пребывания на ее территории и трудоустройство. А это создает угрозу нарушения их прав, гарантированных ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Ст. 8 Европейской конвенции гарантирует каждому право на уважение, в частности, личной и семейной жизни. Однако такое право не является абсолютным, и часть вторая ст. 8 ЕКПЧ допускает вмешательство в это право и устанавливает требования, которым такое вмешательство должно соответствовать. В частности, для того, чтобы такое вмешательство могло быть признано правомерным (не нарушающим положения ст. 8 Конвенции), оно должно преследовать законную цель, быть предусмотренным законом и быть необходимым в демократическом обществе.

Если исходить из того, что в силу распространения Россией на Крым своей юрисдикции эти люди считаются иностранцами, они подвергаются риску быть высланными за пределы РФ или быть недопущенными на территорию Крыма. В самом деле, только гражданам РФ не может быть отказано в допуске на территорию страны. Иностранцы таким правом не пользуются.

Казалось бы, оформление вида на жительство решает эту проблему. Но, на самом деле, получение разрешения на постоянное проживание на территории РФ только переводит проблему в другую плоскость.

Одним из критериев, которые определяют правомерность вмешательства в права, гарантированные ст. 8 Конвенции, как указано выше, является то, что такое вмешательство должно быть предусмотрено законом. Осмелимся утверждать, что на сегодняшний день законодательство РФ вообще не определяет статус граждан Украины, которые остались проживать в Крыму после 1 апреля 2014 года, не приняв при этом гражданство РФ.

Их статус не может быть приравнен к статусу других иностранцев. Есть один признак, существенно отличающий этих людей от других, «обычных» иностранцев: они не меняли свое место жительства, а оказались под юрисдикцией другого государства не по своей воле. Их правовое положение можно сравнить с тем, в котором может оказаться гражданин РФ, который, оставаясь проживать в России, вышел из гражданства РФ и принял гражданство другой страны — случай почти невозможный. Временный выезд из Крыма на материковую часть Украины и возвращение обратно никак не меняет статус этих граждан: местонахождение их дома в силу этого не меняется, а равно не меняется и факт их постоянного проживания в Крыму.

А это означает, что применение к ним каких-либо мер или ограничений, которые являются вполне допустимыми по отношению к иностранцам, может представлять собой вмешательство в их личную и семейную жизнь, несовместимое с положениями ст. 8 Конвенции. Такое вмешательство будет несовместимым со ст. 8 Конвенции прежде всего потому, что оно не предусмотрено законом.

В то же время, оформление вида на жительство создает основания для вмешательства на основании законодательства, которым определен статус таких лиц. Такие лица, добровольно обращаясь за оформлением этого статуса, без труда могут предвидеть для себя последствия оформления этого статуса — в том числе, обязанность систематического подтверждения своих доходов, запрет на участие в политической жизни, угрозу отказа в продлении вида на жительство и высылки из страны в случае нарушения установленных ограничений. Безусловно, это не означает, что, например, депортация такого гражданина в Украину уже не будет представлять собой нарушение его прав, гарантированных ст. 8 Конвенции, но это отодвигает рубеж обороны значительно дальше: теперь уже можно будет спорить только о необходимости таких мер в демократическом обществе.

Таким образом, при кажущейся целесообразности оформления вида на жительство, приобретение такого статуса несет в себе дополнительные риски, которые необходимо учитывать. Более того, это также может влиять на квалификацию и доказывание возможных нарушений по ст. 8 Конвенции.

***

Аналітичний матеріал підготовлений в рамках проекту УГСПЛ за фінансової підтримки ПРООН «Україна Криму: інформаційно-правова допомога кримчанам»

Автор: Сергій Заєць