Публікація

Крым. С такими друзьями и врагов не надо

12 августа 2014 года ВР Украины приняла в целом Закон «О создании свободной экономической зоны Крыма и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины» (http://bit.ly/1pNMfAZ).

Как указано в стенограмме заседания Верховной Рады (http://bit.ly/1unZTPv), Сергей Терехин мотивировал необходимость принятия этого закона таким оригинальным образом: «Этот закон никакого отношения к геополитике не имеет, кроме одного, если Верховная Рада не поддержит этот закон, мы де-факто признаем, что в Украине нет экономического суверенитета на временно оккупированной территории Автономной республики Крым и города Севастополя». В итоге проект был проголосован за каких-то 6 минут. Надо полагать, что для восстановления суверенитета Украины осталось этот закон только подписать и опубликовать.

Но давайте посмотрим, что нам приготовили наши власти. Конечно, злые языки говаривают, что в истории Украины бывало, что на подпись Президенту отправляется немного не тот текст, который был выставлен на голосование. Однако сейчас мы имеем то, что имеем — проект со всеми изменениями, размещенный на сервере Верховной Рады. К нему и обратимся. Пропустим довольно скучные статьи этого закона с первой по одиннадцатую. Возможно, они и неплохи, хотя это неочевидно. Но посмотрим, как этот закон будет вводиться в действие. Обратимся сразу к статье 12 указанного закона.

Подпункт 1 п. 12.8 ст. 12 этого закона предусматривает, что предоставление украинскими банками и иными финансовыми учреждениями финансовых услуг, в том числе через коммерческих представителей… лицам, которые имеют местонахождение (проживание, пребывание) на временно оккупированной территории, запрещается.

Начнем с определения термина «финансовые услуги» – точнее, рассмотрим перечень финансовых услуг, установленый ст. 4 Закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг». Согласно этой норме финансовыми услугами считаются (ниже воспроизведены только некоторые, наиболее важные примеры, нумерация пунктов произвольна):

  1. выпуск платежных документов, платежных карт, дорожных чеков и/или их обслуживание…, иные формы обеспечения расчетов;
  2. деятельность по обмену валют;
  3. привлечение финансовых активов с обязательством их последующего возврата;
  4. предоставление средств взаймы, в том числе и на условиях финансового кредита;
  5. перевод средств;
  6. услуги в сфере страхования и в системе накопительного пенсионного обеспечения;
  7. управление имуществом для финансирования объектов строительства и/или осуществление операций с недвижимостью в соответствии с Законом Украины «О финансово-кредитных механизмах и управление имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью»;
  8. банковские и иные финансовые услуги, которые предоставляются в соответствии с законом Украины «О банках и банковской деятельности».

Сложив одно с другим, получаем любопытную картину «суверенитета». Но назвать это иначе как санкциями язык не поворачивается. Если этих цитат из двух законов не достаточно, попробуем проанализировать их более подробно.

Так, закон не устанавливает точный круг лиц, которые попадают под указанные ограничения. Напротив, перечень признаков является максимально широким («местонахождение, проживание, пребывание»). Это означает, что во внимание будет приниматься так называемая «прописка» (регистрация). Но не только: с такой формулировкой даже прописка на материке не может являться гарантией. То есть, круг тех, кого могут коснуться эти санкции, является довольно размытым. Причем, он включает как юридических, так и физических лиц.

И единственный способ избежать таких последствий — это «перепрописаться» на материке. Однако для многих крымчан прописка — это пропуск домой. Кроме того, многие переселенцы при всем желании не имеют адреса, по которому прописка возможна. Таким образом, проживание в Крыму или хотя бы крымская «прописка» превращается в стигму и лишает крымчан очень многого.

В частности, крымчане будут вынуждены возить с собой только наличную валюту (банковские карточки и дорожные чеки для них запрещены). Они также не смогут поменять валюту: очевидно, что в Крыму гривня уже не имеет широкого хождения. Они не смогут взять кредит. Хотя ладно, допустим, что государство беспокоится, чтобы недобропорядочный заемщик не сбежал от банка в Крым. Но ведь положить деньги на депозит для них также невозможно.

Крымчане не смогут обратиться в суд. Ведь подача иска, как правило, должна сопровождаться оплатой судебного сбора. Они также не смогут оплатить коммунальные услуги. Им вообще придется забыть о таких благах цивилизации, как безналичные платежи.

И да, за рулем они смогут доехать до первого работника ГАИ — даже купить автогражданку они не вправе. И визу не получат, поскольку им запрещено страховать здоровье даже при поездках за рубеж.

А представим себе, что крымчанин решил купить жилье в новострое. Увы, на это он тоже не имеет права. Механизмы, которые предусмотрены для финансирования жилищного строительства, становятся недоступными для крымчан.

Более того, не имея права менять валюту, крымчане могут вывезти из Крыма только около 30 000 рублей. Любопытно, что если в отношении других пунктов пропуска через границу ограничение на ввоз российских рублей только может быть установлено НБУ на основании этого закона, то для крымчан оно начинает действовать уже с момента вступления его в силу. А закон вступает в силу со дня, следующего за днем опубликования.

Сергей Терехин, презентуя этот законопроект правильно отметил, что сейчас пограничники не имеют права даже вещи досматривать.Так вот, этот закон исправит ситуацию. Теперь перемещение товаров нужно будет декларировать. Конечно, некоторое время будут действовать правила, которые позволят беспрепятственно ввозить в Украину имущество, ранее купленное гражданами (находившееся в обороте). Некоторые крымчане, которые уже решили выехать на материк, даже смогут безболезненно вывезти свои пожитки. Но действовать такие правила будут недолго — до конца текущего года. Если кто не успеет — будет вынужден ввозить имущество в режиме импорта. Если кто не понял: нужно будет оформлять декларацию и платить ввозную таможенную пошлину. Если учесть, что ранее это имущество (например, автомобили) были «растаможены» в Украине (как минимум, эти расходы уже были включены в цену товаров), то с января 2015 года при попытке ввезти кровно нажитое придется платить повторно.

Есть ли выход? Продать в Крыму и купить на материке нечто аналогичное? Допустим. Допустим даже, что презрев требования закона все вырученные средства были конвертированы в иностранную валюту в Крыму. Увы, существуют ограничения и на ввоз иностранной валюты. Причем, в отличие от иных пожитков, такие ограничения начинают действовать сразу — как если бы Вы ввозили валюту из-за рубежа.

На самом деле, с принятием этого закона можно констатировать официальное формирование в Украине нового меньшинства — крымчан. Оно выделяется по признаку места регистрации, проживания, пребывания. Увы, решение Европейского суда по делу Пичкур против Украины, в котором была установлена дискриминация по признаку места жительства, когда Украина отказалась выплачивать трудовую пенсию гражданину, выехавшему на пмж в Германию, ничему не учит наши власти.

Так что депутат Терехин сказал — как отрезал. Очевидно, что с принятием этого закона в полной мере будет достигнута его цель — народные депутаты могут потешить себя мыслью, что теперь наконец-то будет восстановлен суверенитет Украины над экономикой Крыма. Судьбы тысяч людей — очень скромная цена такого результата. Остается только незначительный вопрос: кто чей друг?

Якщо помітили помилку на сайті, будь ласка, виділіть текст та натисніть ctrl-enter.

Також може бути корисним

Приєднуйтесь

Робiмо велику справу разом!
Підтримати Стати волонтером Пройти стажування

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: