Аксенов ради «крымской самообороны» пошел против законов РФ?
Крымская власть внесла законопроект, который предусматривает амнистию так называемой «крымской самообороны», людей, которые принимали участие в захвате Крыма, незаконно задерживали, пытали и держали в плену проукраинских активистов (в период с 25 февраля 2014 года до 11 апреля 2014 года). Автором законодательного опуса является господин Аксенов, считающий себя и.о. главы республики Крым. Что интересно – законопроект противоречит как международному так и российскому законодательству.
Правозащитники проанализировали законопроект и пришли к следующим выводам: Законопроект противоречит принципам международного права и даже законодательству РФ.
В указанный период происходили многочисленные нарушения прав человека — прежде всего, в аспекте права на жизнь (ст. 2 Европейской конвенции), права не подвергаться пыткам (ст. 3 Конвенции), права не быть произвольно лишенным свободы (ст. 5 Конвенции), и другие.
Для того, чтобы государство могло устранить указанные нарушения и избежать международной ответственности, в соответствии с практикой Европейского суда по правам человека оно должно:
а) признать нарушение;
б) провести расследование;
в) предоставить надлежащую компенсацию жертве нарушения.
Указанный законопроект фактически разрешает власти закрыть глаза на все нарушения прав человека (в период с 25 февраля 2014 года до 11 апреля 2014 года). И, конечно же, никакого расследования проведено не будет.
Что касается национального законодательства РФ, вопрос об освобождении от ответственности все же должен относиться к компетенции федеральных властей и/или суда. Согласно ст. 71 Конституции РФ уголовное законодательство, амнистия и помилование относится к ведению Российской Федерации.
В случае с законопроектом компетенцию решать вопросы уголовного права, неожиданно для российских властей, перебирает на себя Крым в лице господина Аксенова.
Существует, однако, исключение – при наличии крайней необходимости лицо и без специального закона может быть освобождено от уголовной ответственности по решению суда. Но применение пыток и похищение людей, как и умышленное убийство невозможно назвать преступлением, совершенным в состоянии крайней необходимости.
Так называемые власти Крыма утверждают, что подобные законодательные инициативы способствуют примирению. Примирение заключается в том, что жертвы, пострадавшие от действий лиц из числа народных ополченцев, народных дружинников, и других лиц, не получат гарантий ни расследования, ни компенсации причиненного такими действиями вреда или ущерба.
Фактически такие шаги способствуют поощрению властями безнаказанности и подобного поведения в будущем, по принципу «война все спишет».